Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Александра Жамова: «Хочется сохранить в себе душу ребенка, а себя – в душах детей»

Продолжаем серию интервью с учителями нашей школы.

Александра Сергеевна Жамова – преподаватель русского языка и литературы. Казалось бы, предметы обязывают быть очень серьезным и строгим учителем. Но Александре Сергеевне удается быть и позитивной, и современной, и интересной. На уроках она рассказывает о судьбе разных писателей, а в свободное время сама пишет стихи, которые ласково и скромно называет «стишата».




– Сколько лет Вы работаете в школе № 43?

–  Русский язык и литературу преподаю с 2009 года (этот год юбилейный), из них 2,5 года работаю в 43-й школе. Надеюсь, это только начало долгого пути. Следуя известному высказыванию, хочется сохранить в себе душу ребенка, а себя – в душах детей! Наверное, это и есть та мотивация, которую, как мантру, повторяешь ежедневно в круговороте школьных забот.




– Вопрос к Вам как к учителю литературы: сегодняшние дети любят читать? Нужно ли заставлять их это делать?

– Конечно, я согласна с тем, что проблема чтения существует. Но, наверно, это проблема поколения, на долю которого выпал переход к другим источникам информации, к клиповому мышлению. Я убеждена, что бОльшая часть произведений, включенных в школьную программу по литературе, не соответствует возрасту и этапу развития ребенка.

Чтобы понять и полюбить роман «Евгений Онегин», разобраться в мотивах и чувствах Тараса Бульбы, в душевных терзаниях Раскольникова, нужно читать классику в зрелом возрасте, а не на школьной скамье! Поэтому не нужно удивляться тому, что ребенок едва улавливает сюжетную линию, а не постигает смысл произведения…

Нельзя требовать невозможного! Поэтому заставлять ребят читать абсолютно бессмысленно, они придут к этому сами (или не придут)… В моей практике много случаев «чтения от обратного», когда ученик прочитал произведение только тогда, когда услышал живое обсуждение сюжета в классе.




– А что Вы сами любите читать?

– Люблю прозу больше, чем лирику, хотя заслушиваюсь часто, как душевно читают ребята стихотворения. Сама пишу иногда «стишата» по случаю, но это скорее исключение, чем правило…

Так уж случилось, что я питаю слабость к лингвистике, а не к литературоведению. Язык – это система, там есть свои законы, а литература – всеобъемлющий предмет…И часто на то, чтобы «объять необъятное», не хватает ни времени урока, ни внутренних ресурсов.



– Писать стихи – это Ваше хобби?

– Можно и так сказать. Кстати, о «стишатах»… О профессии учителя у меня есть такие строчки:

«…Когда заветный найден ключик тот,

По ту и эту сторону взаимопониманье,

Когда хотя б один учителем любимым назовет,

Тогда профессия становится призваньем»…




– Школа и дети меняются?

– Сейчас очень много говорят об изменившемся поколении, трудных детях…Но я верю в то, что ребенок – это изначально чистый лист. И, соответственно, что напишешь, то и прочитаешь впоследствии… Поэтому я ценю общение с ребятами, люблю их непосредственность, креатив и чувство юмора. Они очень чутко улавливают манеру ведения урока, настроение учителя. Специфика моего предмета (литературы) в том, что мы с ребятами вынуждены обсуждать очень серьезные, «взрослые» вопросы. Выстраивая урок-дискуссию, часто поражаюсь тому, к каким истинам и выводам они приходят пока еще безопытным путем!



– Какими качествами нужно обладать, чтобы работать с детьми?


– Убеждена, что учителем может стать практически каждый, а вот стать педагогом (в переводе: ведущий ребенка за руку) – удел (или крест) немногих…Я унаследовала любовь к профессии от бабушки, учителя русского языка и литературы, не видела для себя другого пути с юных лет. Сейчас, спустя 10 лет после окончания вуза, понимаю, что дисциплины «педагогика» и «методика преподавания» – это только азы профессии. Самое важное приходит с опытом…




Мудрость, справедливость, стрессоустойчивость, тактичность, компетентность и (обязательно!) чувство юмора – вот, на мой взгляд, качества хорошего преподавателя. Я бы еще добавила честность и открытость. Дети считывают фальшь мгновенно. Контакт и взаимопонимание с учениками – это всегда цель номер один в любом классном коллективе. Я очень рада, если ребятам интересно, психологически комфортно на моих уроках. Очень признательна им за добрые слова в свой адрес и, пользуясь случаем, передаю им всем пламенный привет и поздравляю с юбилеем родной школы!